gototopgototop
На нашем сайте мы используем cookieдля сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Продолжив использование нашего сайта, Вы автоматически соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных и об использовании cookies на нашем сайте. Если Вы не согласны, просьба покинуть сайт.Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Я понимаю
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Главная Воспитательная работа 18 января - День прорыва блокады Ленинграда/ Воспоминания участников прорыва блокады Ленинграда

PostHeaderIcon18 января - День прорыва блокады Ленинграда/ Воспоминания участников прорыва блокады Ленинграда

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Школьная жизнь - Воспитательная работа

18 января - День прорыва блокады Ленинграда/

Воспоминания участников прорыва блокады Ленинграда

 

«Поздно вечером мы узнали о том, что войска двух фронтов соединились, что теперь мы будем связаны со страной не только по воде или по льду, но и по земле. И хотя и в тот день фашисты по-прежнему стояли невдалеке от Московской заставы и от Кировского завода, и город подвергался артиллерийскому обстрелу – не было границ нашей радости и восторгу, мы все гордились этой исторической победой», – вспоминал события 18 января 1943 года Матвей Фролов, журналист и основатель корреспондентского пункта Всесоюзного радио в осаждённом городе.

Воспроизвёл атмосферу Дня прорыва блокады Ленинграда Матвей Львович спустя 40 лет – 18 января 1983 года – в радиорепортаже, записанном в ходе торжественных мероприятий в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (сегодня – Марииинский театр). Именно там в победном 1945 году городу вручили высшую государственную награду СССР – орден Ленина – «за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады».

В ходе репортажа, с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, собеседник Матвея Фролова – участник прорыва блокады Ленинграда, инженер-строитель, полный кавалер ордена Славы, фронтовой разведчик Иван Баранов – рассказывал: «Гитлеровцы создали сильные укреплённые рубежи с разветвлённой системой ДОТов (долговременных огневых точек), ДЗОТов (деревоземляных огневых точек), минными полями, противотанковыми препятствиями. Предстояло форсировать Неву шириной до 800 метров, под огнём противника преодолевать крутой и высокий обледеневший берег, но ничто не могло остановить наступательный дух пехотинцев и сапёров, артиллеристов и лётчиков. Наша гвардейская дивизия с Невского пятачка принимала самое активное участие в горячих боях. 18 января после семидневных боёв войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Иван Баранов также отметил, что победа была одержана благодаря сотрудникам заводов и фабрик, обеспечивавших действующую армию оружием и боеприпасами, помощи, которую оказывала вся страна, а также воинам, показавшим «беспримерную стойкость, мужество и настоящее ратное мастерство». 
Блокада Ленинграда, мужество жителей и защитников осаждённого города, находившегося в кольце врага с 8 сентября 1941 года, были центральными темами в деятельности журналиста Матвея Фролова. Благодаря его материалам сохраняется память о тех страшных и героических днях. В своих радиорепортажах он не раз беседовал с непосредственными участниками прорыва блокады. Среди героев материалов Матвея Фролова были Пётр Кочетков, командир зенитной батареи 3-го зенитного дивизиона 189-го зенитного артиллерийского полка; Василий Харитонов, лётчик-истребитель, командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО; Фёдор Румянцев, комиссар 61-й отдельной легкотанковой бригады, которая за боевое отличие при прорыве блокады была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду. Записи этих радиопередач доступны на портале Президентской библиотеки.

С разрывом блокадного кольца началось снабжение города продуктами и необходимыми вещами. Уже 5 февраля 1943 года начала действовать «Дорога победы» – временная железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, служившая для доставки грузов в Ленинград. О запуске первого после прорыва блокады поезда с продовольствием и боеприпасами Матвей Фролов рассказывает в репортаже, в котором представлены воспоминания ветерана-железнодорожника, машиниста Георгия Федорова.

«Теперь трудно даже представить, что в такой короткий срок можно было построить тридцатикилометровую магистраль и мосты через Неву. Первый поезд из Волхова прибыл в Ленинград 7 февраля. Для всех ленинградцев это был огромный праздник – наконец, город получил прямую связь с Большой землёй. В тот же день отправился поезд из Ленинграда», – вспоминает Георгий Фёдоров.

До полного снятия блокады оставалось около года…

Узнать о трагических днях осады и освобождении города можно и из других материалов Президентской библиотеки – они представлены в специальной цифровой коллекции «Оборона и блокада Ленинграда». В неё включены официальные документы, фотографии, свидетельства участников боевых сражений, личные дневники блокадников и т. д. Особую ценность имеют кадры кинохроники, на которых запечатлены исторически значимые моменты: совещание по разработке плана наступательной операции советских войск «Искра», благодаря которой было разорвано кольцо блокады, начало прорыва, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов и многое другое.

Последнее обновление (18.01.21 14:16)