РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрики - за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
- Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
- Включать в посильные общественные дела.
- Хвалить самостоятельность.
- Стимулировать личную ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
- Можно на время освободить от работы - дать время упокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
- Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
- В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».
- Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
- Не призывать к совести, не читать морали.
- Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
- Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
- Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
- Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.
- Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребёнка, наказывая его.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
- Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.
- Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях).
- Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений.
- Оказание внимания на развитие моральных качеств личности ( скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком- либо).
- В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Игнорируйте истерические реакции.
- Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
- Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремитесь угодить.
- Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель.
- Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
- Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
- Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.
- Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
- Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
- Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
- Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
- Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение.
- Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
- Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
- Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ
ИЗУЧИТЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ УЧАЩЕГОСЯ
и СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДАННОГО УЧЕНИКА
- Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)
- Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.
- Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.
- Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.
- Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.
- Проявляет ли любознательность к чему- либо.
- Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).
- Как управляет своим поведением на уроках.
- Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).
По материалам сайта http://1bug.ucoz.ru/publ/stranichka_psikhologa/rekomendacii_psikhologa_dlja_pedagogov/10-1-0-29
|