На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Продолжив использование нашего сайта, Вы автоматически соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных и об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Я согласен
gototopgototop
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

Сведения о школе

Занятия горожан в старину

Тема урока: «Занятия горожан в старину»

РКМ: «А профессий на Севере немало»

Задачи:

- познакомить со старинными профессиями: кузнец, гончар, плотник, стеклодув; с различными видами художественной росписи предметов быта; с промыслами родного края;

- воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному ремеслу;

- развивать творческие способности, эстетический вкус, умение проводить сравнительный анализ.

 

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла, гжельская посуда, предметы с городецкой, палехской, хохломской, жостовской росписью;

- таблички с надписями: «гончар», «кузнец», «стеклодув», «плотник», «мастер по художественной росписи»;

- картинки с изделиями ремесленников и мастеров художественной росписи.

Приложение: мультимедийная презентация по теме урока

Скачать презентацию

Ход урока.

1.Оргмомент.

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть.

Нетрудно, а всё таки,  надо уметь.

За что ни возьмись, нужно мастером стать,

И дело любое уметь выполнять.

Должны всё делать сами умелыми руками.

Ничто и никогда

Не даётся без труда.

 

- Сегодня наш урок посвящён людям труда. Пройдёт он в «Городе мастеров» в форме презентации изделий, результатов труда умелых рук.

 

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что вы уже знаете по теме: «Как жили наши предки»?

- Чем занимались крестьяне? Тяжел ли был их труд? От чего зависел урожай? Какими были орудия труда? (выставляются картинки с орудиями труда крестьян)

Предположите: А где они брали орудия труда, чтобы пахать, бороновать, косить, жать?

- Какую учебную задачу поставим?

УЗНАТЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС.

3.Введение в тему. Пояснение слов «ремесло», «ремесленник».

1) Откройте рабочую тетрадь «Морянка» на с.32. Ответьте на первый вопрос (дети вписывают слово – профессия).

2) А теперь разгадайте ребусы и узнайте старинные синонимы этого слова (ремесло, мастерство).

- Кто может объяснить значение слов: ремесло, ремесленник?

(Ремесло - профессиональное занятие. Ремесленник - человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом).

3) Какой смысл вкладывали люди в слово МАСТЕР?

(Высказывания детей)

Давайте проверим наши предположения по тетради на с.32 задание №3.(Морянка)

4) А теперь узнаем из учебника, какими ремёслами занимались в старину.

( стр. 133 до иллюстрации) – На доску прикрепляются таблички с названиями ремёсел: плотник, кузнец, гончар, стеклодув, мастер по художественной росписи.

- О работе и достижениях старинных ремесленников и поговорим далее.

- На оценочном листе отметьте крестиком уровень своих знаний по теме.

4.Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

1)    Я предлагаю вам игру. – Распределите предметы и рисунки предметов по группам.

Серп, кочерга, глиняный кувшин, кружка, стеклянная ваза, бусы, стульчик, полочка, прялка, доска с росписью, изделия гжели, хохломы.

(Когда предметы учениками разложены на группы, называем профессии ремесленников и вывешиваем таблички с надписями).

- Как думаете, о чём дальше будем говорить? О чём хотели бы узнать?

( высказывания детей)

- А далее мы узнаем, какими инструментами пользуются разные ремесленники, какие материалы им нужны, какова технология изготовления тех вещей, которые были необходимы нашим предкам в быту.

 

2) КУЗНЕЦ. – Прослушайте стихотворение и скажите, о ком пойдёт речь.

Чтобы железо в огне накалилось,

Горн раздувает он.

Чтобы железо в огне размягчилось

Сразу со всех сторон,

Он на огне его держит и вертит,

Знает, когда достать…

А как достанет, может, поверьте,

Всё, что хочешь сковать:

Плуг и мотыгу, клинок и лопату,

Цепи, подкову, струну…

Может любую игрушку ребятам

Сделать в минуту одну.

Может отлить вам ворота литые,

Ну и засов заодно…

Иль откуёт вам решётки резные,

Чтобы украсить окно.

- О ком же говорится в стихотворении?

- С кузнечного дела мы и начнём разговор.

- Мультипрезентация. Рассказ ученика о кузнецах.

- Умели кузнецы обрабатывать и благородные металлы - золото и серебро. Для этого брали маленькие наковальни и молоточки. И получались изделия удивительной красоты: серьги, браслеты, кольца.  Таких кузнецов звали «златокузнецами».

И в наше время мы можем любоваться изделиями наших предков. В городе С-Петербурге около 300 мостов. Более 30 мостов признаны произведениями искусства и находятся под охраной государства

(демонстрируются  открытки с видами мостов)

- Может теперь ответите на вопрос: Где брали крестьяне орудия труда? ( ответы детей)

3) ГОНЧАР. У вас на столе листочки. Вычеркните повторяющиеся буквы и у вас останется слово – название того ремесла, о котором пойдёт речь.

еуглздонудлчзеадзрле

( получилось слово «гончар»)

- Те ремёсла, о которых вы уже знаете, дали возможность человеку где-то жить, быть одетым и сытым. Но еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя.

- Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (из дерева и глины)

- Деревянную посуду изготавливали мастера – древоделы очень искусно. И сегодня мы можем приобрести деревянную посуду, но больше как сувениры (представляются ложки, солонки, изделия хохломы).

- Мультипрезентация. Рассказ о работе гончара.

А вот глиняные игрушки. Это изделия народных промыслов из городов Дымково,Филимоново, Каргополь.

 

3) СТЕКЛОДУВ.

- Вы пускали мыльные пузыри? Покажите, как вы это делаете. (демонстрируют)

Примерно так же в 1-м тысячелетии до н.э. начали делать стеклянную посуду.

- Мультипрезентация. Рассказ о стеклодувах.

4) До нашего времени сохранились старинные ремёсла художественной росписи.

С ними мы знакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним.

- Мультипрезентация. Жостовские подносы, городецкая роспись по дереву, гжель, палехские шкатулки.

5.Первичное закрепление.

- Выполнение задания №22 в рабочей тетради. ( взаимопроверка)

 

6. Беседа о ремёслах родного края.

МАСТЕРА СЕВЕРНОГО КРАЯ.

- Какие ремёсла или промыслы были в нашем крае?

- Узнаем подробнее о них из словарика на стр.90.

(на доску вывешиваются таблички с названиями промыслов)

- Работа в парах. Решите кроссворд в тетради «Морянка».

 

7. Подведение итогов.

- Возьмите листок с оценочной шкалой. Оцените свои знания по теме.

- Какие задачи ставили? Нашли на них ответы?

-Что для вас было новым? Интересным?

 

8. Дом. задание. «Морянка» стр. 33 – по выбору.