На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Продолжив использование нашего сайта, Вы автоматически соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных и об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Я согласен
gototopgototop
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

Сведения о школе

Урок литературного чтения С. Г. Писахов « Северно сияние»

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе с реализацией краеведческого курса Морянка.

Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 50 Чернухина Т.Н.

Тема: С. Г. Писахов «Северно сияние»

Цель: Познакомиться с произведением С. Г. Писахова «Северно сияние».

Вызвать интерес учащихся к художественной литературе родного края.

Прочуствовать очарование писаховского языка, воспитание у учащихся бережного отношения к авторскому слову, уважения к литературному тексту, где все стройно, оправданно, любое нарушение разрушает его. Узнать особенности  северного велико – русского говора.

Ход урока:

Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

-  Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Актуализация знаний.

На доске выставка книг С. Г. Писахова

- Рассмотрите представленные книги, кто автор этих книг?

Постановка темы и цели урока.

-Какая тема нашего урока? (Творчество С. Писахова)

-Какая задача? (Узнать новые сведения из биографии писателя. Познакомиться  с произведением С Писахова)

На доске портрет писателя. Сообщение биографии С. Писахова заранее подготовленными учениками.

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер.

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права получать образование в России.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.

Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы.

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо.

Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина. Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не любо – не слушай…»

Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

Первичное знакомство с текстом

-Познакомимся с произведением Степана Писахова «Северно сияние»

Учитель читает сказку, соблюдая особенности северного говора.

- Как вы думаете это рассказ или сказка? Почему вы так считаете?

- А от чьего лица ведется повествование в сказках С. Писахова? Кто герой-рассказчик? (Сеня Малина из деревни Уйма)

- Что вы можете сказать о Сене Малине на основе известных вам сказок? Какой он? (добрый, щедрый, ничего не жалеет, грибы и ягоды на всю деревню запасает: «Коли что людям на пользу- мне  того не жалко»; любит родной край, свой народ.)

- Оказывается, у Сени Малины был прототип.

Словарная работа. Прототип – лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа. (запись на доске)

-Кто же явился прототипом писаховского Сени Малины? (сообщение учащегося о Сене Малине и его прототипе Семене Михайловиче Кривоногове, жителе д.Уйма)

-На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)

-Зачем врет Сеня Малина? (Для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен».)

– Чем еще необычна сказка? (Языком.)

– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)

- Сказка написана необычным языком, для нас непривычным. Давайте внимательно перечитаем сказку и постараемся «поймать» старинные слова.

Вторичное перечитывание  текста

- Какие слова вы нашли? (работам, гулям, бегам, робята, эки, очишшат, ишшо, подволка, не дохнет, проворотить, маловодны, андели)

Работа в группах

-У вас есть переведенный отрывок из сказки. Найдите этот отрывок в тексте и сравните его с авторским. ( «Снимешь, перевернёшь, оно погаснет, мы его в пучки свяжем и на чердак повесим, оно весит на чердаке, не сохнет, не портится.» У автора «Оно что – дернешь, вниз головой опрокинешь – потухнет, мы пучками свяжем да на подволоку повесим, и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет.»)

-Что изменилось?

-Что исчезло?

Работа в парах

Дети получают задание самостоятельно «перевести» на современный язык отрывок из сказки и сравнить его с авторским.

-Что потеряла сказка? (живую и чистую северную речь, выразительность и яркость)

Закрепление

-Как С. Писахов пишет о севере? (Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно.)

- Зачитайте зачин писаховской сказки. О чем в них говорится? (Зачины в сказках Писахова знакомят нас с обычаями северян, с особенностями северного края и его природы).

- Зачитайте концовку. Чем они необычны?

В концовках Писахов восхваляет русского человека за доброту, красоту, прославляет смекалку, мудрость северян.

-В концовке сказки «Северно сияние» кого восхволяет автор? (девушек - поморочек)

-Какими вы представляете себе девушек –поморочек?

-Как их описывает автор? (модницы, маловодны, сравнение – как месяц светит)

 

Работа в группах

Кроссворд по сказке

 

 

 

 

 

1п

о

д

в

о

л

о

к

а

2м

о

д

н

и

ц

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

3к

о

с

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4з

а

б

о

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5о

л

е

н

ь

 

 

 

 

 

 

 

6з

в

е

з

д

ы

 

 

 

 

 

1. Куда в сказке вешали сушить северно сияние?

2. Как описывает автор в сказке девушек – поморочек?

3. Куда вплетали северно сияние девушки?

4. Стоя на чем собирали ребята северно сияние?

5. С кем бегал наперегонки герой сказки?

6. Что плели девушки из северного сияния?

Итог урока:

-Какая была задача урока? Справились с задачей?

-Каким вы представляете себе автора?

-Как он относится к родному краю?

Рефлексия:

-Что помогло справиться с задачей урока?

-Кому можно сказать спасибо?