На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Продолжив использование нашего сайта, Вы автоматически соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных и об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Я согласен
gototopgototop
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

Сведения о школе

Интеллектуальная игра «Наш великий помор - Ломоносов»

Интеллектуальная игра «Наш великий помор - Ломоносов»

Цель: - обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове;

Задачи:

-  пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю;

- развивать познавательный интерес к истории малой родины;

- дать возможность детям проявить свои умственные способности;

- развитие коммуникативных качеств у обучающихся разных возрастов;

 

Оборудование: портрет Ломоносова, доски магнитные, магниты, секундомер, колокольчик или бубен, магнитофон, музыкальные кассеты,  карточки со звёздами, карточки “Своя игра” - 2 штуки, карточки “Кот в мешке” - 2 штуки, карточки с вопросами, два мешка, книга А.С. Пушкина.

 

Оформление: название игры, материал для заданий.

Награждение: медали, призы.

Домашнее задание: приветствие команды, стихи о Ломоносове.

 

Подготовка учащихся к игре:

К  игре дети читают книги о Ломоносове.

Пишут сочинения “За что я люблю свой северный край”.

Выполняют иллюстрации.

Делают поделки-мозаики.

Правила игры:

Класс разбит на 3 команды. В каждой команде есть свой капитан. На доске указаны названия “станций”. Напротив каждой “станции” карточки со звёздами (1, 2, 3, 4, 5,). Количество звёзд зависит от сложности вопроса. Команда, ответившая на вопрос, получает карточку со звёздами. По количеству звёзд определяется победитель игры, который награждается.

 

Участники: сборные команды учащихся 3, 7 «Б» классов.

 

Ход мероприятия

I Звучит спокойная музыка. На фоне музыки ведущий-учитель читает слова о Ломоносове.

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.

В. Г. Белинский “Литературные мечтания”, 1834 г.

Суров Русский Север. Тёплые дни стоят всего месяца три, а остальное время- зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность Ломоносова.

 

-Скажите, а когда и где родился МВ Ломоносов?

- Назовите современное название места рождения МВ Ломоносова.

 

1 чтец: Люблю бывать на родине твоей,

Хоть знаю, нет ни дома, ни притвора,

Где, неприметный средь других детей,

Ты подрастал в большом селе поморов.

Что о тебе напомнит здесь? Леса,

Шумящие; как в давние те годы,

Или ветров студёных голоса,

Или Двины медлительные воды?

Иль пруд, твоим оставленный отцом,

Иль монастырь, прибежище убогих?

А может, холмогорская дорога,

Что привела в Москву в конце концов?

 

2 чтец: Люблю бывать на родине твоей,

 

Где памятник у школы деревянной,

Где детвора хлопочет неустанно

И познаёт премудрость букварей.

Ведь ты для них давно легендой стал,

Примером неустанного раденья…,

И мне не раз твои стихотворенья

Учитель школьный наизусть читал.

II Виртуальная экскурсия в село Ломоносово.

Учащиеся 7-го класса подготовили для вас виртуальную экскурсию в село Ломоносово.

Скачать презентацию "Виртуальная экскурсия в село Ломоносово"

III Начинаем интеллектуальную игру “Наш великий помор - Ломоносов”.

Представляем участников нашей игры. Это команды: «Поморы», «Чайка», «Зуйки».

Приветствие команд.

«Поморы»

Наша малая родина- это Архангельск, Архангельская область, Поморье. Поморами называют наших предков. И мы хотим вырасти настоящими поморами.

«Чайка».

Поморы приучали своих сыновей к морскому и промысловому делу с малолетства и нередко брали с сбой в плавания с 8-9 лет. И Михайло Ломоносов отправился вместе с отцом на промыслы. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля «Чайка». летевшего на всех парусах к морю! Вот почему мы назвали свою команду «Чайка».

«Зуйки».

На Севере так называли подростка помощника на рыболовном промысле. В поморских сёлах что ни мужик, то рыбак, что ни подросток, то зуёк. Зуйки смелые, быстрые, смекалистые. Мы победим!

Каждая команда занимает свой игровой стол.

Ведущий:

Игра состоит из трёх этапов. 1 этап – «Детство», 2 – «Путь в науку», 3 – «Ломоносов- учёный». Право выбора на каждом этапе определено. Команда, посовещавшись, выбирает вопрос по сложности в соответствии с количеством звёзд на карточке. Одна звезда- самый лёгкий вопрос, пять- самый трудный.  На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Правильно ответив на вопрос, команда получает звёзды. В случае, если у команды нет правильного ответа, даётся время на обсуждение другой команде, но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда даёт неправильный ответ, счёт остаётся прежним. Тогда на следующем этапе будет разыгрываться дополнительная звезда.

Если команде попалась карточка со словами “Своя игра” - участники предлагают свою ставку на количество звёзд. Если команда не отвечает на вопрос, то отдают звёзды ведущему или той команде, которая ответила на вопрос.

Если команде попалась карточка со словами “Кот в мешке”, команде предлагается 2 мешка, в которые положены предметы. Игроки должны догадаться, как эти предметы связаны с жизнью Ломоносова.

I этап. ДЕТСТВО

Сценка. (На берегу моря сидит мальчуган, он задумчиво смотрит вдаль. Двое поморов Иван Афанасьевич и Семён Никитич) разбирают сети и ведут разговор.

И.А:  А вот про царя- то нашего Петра Алексеевича всегда говорить охота.

СН:  А как же, царь Пётр своими руками-то заложил большой корабль в Соломбале и плавал по Белому морю.

И.А: А на верфи Бажениных всюду смотрел, до всего интерес имел.

( Один из говорящих замечает сидящего мальчика.)

С.Н: Ты что, Михайло, притих? Всё смотришь вокруг, чего- то понять хочешь.

(Ворошит ему волосы.)

И.А: Чистой завистью завидуют твоему отцу Василию Дорофеевичу. Растёшь ты как-то не как все, по-особому.

С.А: Что правда, то правда. Вот у меня-то семеро ребят, а по смекалке тебе среди них равного нет.

И.А: Да, что и говорить, Михайло в отца удался. Василий Дорофеевич по уму от всех нас отличается. Он, вспомни, ещё в 1727 году первым на Двине себе построил корабль. И по сей день в рыболовном имеет счастье.

(Поморы разговаривают слегка нараспев, не спеша.)

- Раздаётся женский голос: Михайло! Михайло! Иди домой, пострелёнок!

Михайло: Я скор, не волнуйся.

(Михайло помогает свернуть сети, и все вместе уходят домой.)

1 звезда. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет

2 звезды. Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет

3 звезды. “Своя игра” Кто был первым учителем Ломоносова? Иван Шубный

4 звезды. Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве? Иван Каргопольский

5 звезд. “Кот в мешке”. В мешке 2 книги, завернутые в бумагу. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого.

II этап. ПУТЬ В НАУКУ

1 звезда. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в “низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для “воинского дела”, и для “строения”, и для “врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту…..

Как называлась школа, в которой учился Ломоносов? “Спасскими школами”

2 звезды.(Сценка.) Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

-Ну и здоровый!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?".

Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть.

- Да он лучше учителей всё знает!

- Посмотри, как говорит!

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет

М.В.Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса Академии. Он научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок М.В.Ломоносов добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

3 звезды. “Своя игра”. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи

За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию? За 5 лет

4 звезды. Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге

5 звезд. В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….

 

В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? В Германию; изучить горное дело и металлургию.

 

III этап. ЛОМОНОСОВ-УЧЁНЫЙ

1 звезда. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? Ночезрительную трубу.

2 звезды. “Своя игра”. Назови учебное пособие, которое в наши дни является ценным источником для изучения русского литературного языка 18 века? “Российская грамматика”

3 звезды. “Кот в мешке”. В мешке лежит книга А. С. Пушкина.

- Как имя Пушкина связано с Ломоносовым? А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом" в своей статье "Путешествие из Москвы в Петербург".

4 звезды. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? Атомов и молекул.

5 звёзд. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? Открытие атмосферы на Венере.

 

ТАЙМ-АУТ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Решение тематического кроссворда (См. приложение к игре.jpg)

Подведение итогов игры.

ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.