gototopgototop
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

Сведения о школе

Главная Методическая работа Методическая копилка Педагогическая мастерская "Морянка" в начальной школе Дидактическая игра, как эффективное средство развития познавательной активности младших школьников в ходе изучения краеведческого курса «Морянка»

Дидактическая игра, как эффективное средство развития познавательной активности младших школьников в ходе изучения краеведческого курса «Морянка»

Дидактическая игра, как эффективное средство

развития познавательной активности младших школьников

в ходе изучения краеведческого курса  «Морянка»


"Морской бой" по краеведческому курсу "Морянка" для любознательных

"Своя игра" по краеведческому курсу "Морянка"

Мы знаем, что изучение курса «Морянка» строится на деятельностной основе – через  открытие новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций.

Главным критерием развития познавательной активности учащихся должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.

Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.    Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.

Задача учителя, формирующего познавательную активность:

  • быть внимательным к каждому ребенку;
  • уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к работе;
  • создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

1.     Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

В ходе изучения курса создаю  условия для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика.  С этой целью  я использую дидактические игры.

Они   резко  повышают  интерес  учащихся  к  изучаемому материалу.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения, развития  и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние.

В процессе игры у детей вырабатываются:

  • привычка сосредотачиваться,
  • мыслить самостоятельно,
  • развивается внимание,
  • стремление к знаниям.

Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры способствуют формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.

Представляю вашему вниманию созданные мной  игры «Своя игра», «морской бой» для учащихся 3 класса.

В них представлены все содержательные линии курса:

  1. «Вот она какая, дорогая родина моя»
  2. «Родом из поморской славной стороны»
  3. «Славные поморы»
  4. «Мой Север, скупой чародей!»
  5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской»

Их можно использовать и на любых этапах: и в ходе сбора житейских представлений об изучаемом материале, и на этапе введения научных знаний, и в ходе закрепления знаний.

Безусловно, дидактические интеллектуальные игры, основанные на различных видах сотрудничества между учителем и учащимися, а так же учащихся между собой, послужат эффективным средством развития познавательной активности младших школьников в ходе изучения краеведческого курса «Морянка». Кроме того, использование игр  позволит учителю полноценно реализовать главную цель курса, которая выражается в приобщении учащихся к ценностям национальной культуры, воспитании уважения к истории и традициям родного края.