В. Осеева "Собака яростно лаяла"
Гармония - Методическая копилка |
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
по УМК "Школа России",
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 62
Наумушкиной Марии Павловны
1. Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»
2. Цель (дидактическая задача) - организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.
3. Задачи:
предметные:
- совершенствовать навык чтения целыми словами,
- учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,
- развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию,
- развивать умение определять жанр произведения.
метапредметные:
- регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
- коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
- познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
личностные:
- организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
4. Оборудование:
- проектор;
- ноутбук;
- мультимедийная презентация;
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
УУД |
Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний (Слайд № 2) |
-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей) Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя. - Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? -А по отношению к животным должна быть у человека совесть? Прочитайте слова Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их. |
Личностные Регулятивные |
Определение темы. Постановка учебной задачи. (Слайд №3)
|
- Над каким разделом мы сейчас работаем? - А кто это «наши меньшие братья»? -О каких животных мы уже читали в этом разделе? А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов? (Маленький Пушистый Усатый Беззащитный) -А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они (дети рассказывают о котятах и показывают рисунки). -Как вы думаете, о каком животном мы будем читать сегодня на уроке? -Интересно ли вам узнать, что с ним произошло? |
Регулятивные Коммуникативные
|
Работа с заголовком.
|
-Прочитайте название рассказа. -Можно ли по нему определить героев рассказа? -А как вы думаете, на кого она лаяла? -Что означает слов «яростно»? (Сильный гнев, озлобление). -А кто написал это произведение? |
Познаватель ные
|
Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе. (Слайд№4,5) |
-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке) -Что такое библиотека? (хранилище книг) -Как вести себя в библиотеке? |
Личностные Познавательные |
Работа с иллюстрацией. (Слайд №6)
|
-Как вы думаете о чем будет текст? -Где происходит действие? -Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом? -Произведение какого жанра мы будем сейчас читать? (точно сказать нельзя) –Давайте проверим наше предположение. |
Личностные Познавательные |
Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла» |
- Прочитайте произведение «цепочкой». -Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ) -Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства) |
Познавательные Личностные |
Проверка понимания прочитанного. (Слайд №7) |
- На кого лаяла собака? -Почему она яростно лаяла? - Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка. -Кто за ним наблюдал? -Как вы думаете, а чего они ждали? -Кто еще заметил происходящее? -Как женщина выбежала? -Как вы понимаете значение этого слова? -Подберите близкое по значению слово? -Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку) -Что она сказала мальчикам? Прочитайте. -С какой интонацией должны звучать слова женщины? -Почему мальчики удивились? -Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков? -Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему? -Осуждаете ли вы ребят? -Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой. -Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием? |
Познавательные Личностные
|
Физ.минутка
|
Раз - подняться на носки и улыбнуться. Два - руки вверх и потянуться. Три - согнуться, разогнуться. Четыре - снова все начать. Пять - поглубже всем вздохнуть. Шесть - на пояс руки ставим. Семь - повороты туловища начинаем. Восемь - столько раз присядем. Девять - Потягиваемся и отдыхаем. Десять - и урок наш продолжаем |
|
Повторное чтение рассказа и анализ
|
-Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа. -Прочитайте снова слова о котенке. -Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка? Прочитайте эти словосочетания. -Какой интонацией передать отношение автора к котенку? -С какой интонацией звучат слова мальчиков? -Как прочитать слова женщины? Выразительное чтение по ролям. |
Регулятивные Личностные |
Закрепление. (Слайд №8,9) |
Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану). -Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.
-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения) -Восстановите план. (2, 4, 3, 1) -Давайте попробуем пересказать рассказ. Вам в помощь будет иллюстрация и план. |
Познавательные Регулятивные |
Творческие задания.
|
- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо". - Какой заголовок выбрали бы вы? Почему? -Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? -Как можно продолжить рассказ? |
Личностные |
Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.
|
-С каким произведением познакомились на уроке? -Чтобы вы спросили у мальчиков? - Какой совет вы бы дали мальчикам? -Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины? -Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде? -Как поступили бы вы на месте этих мальчиков? -Какие выводы вы сделали для себя? А я хотела бы добавить: В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро. Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро. Урок окончен. |
Личностные Коммуникативные Регулятивные |