gototopgototop
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption
Image Caption

Сведения о школе

Главная Методическая копилка Организация самостоятельной работы на уроках математики

журнал "Начальная школа" №4 2006


Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах
В.В. ЯРОВАЯ, школа № 3, г. Ноябрьск, Тюменская область

Я работаю по учебно-методическому комплекту Н.Б. Истоминой с 1995 г. Курс Н.Б. Истоминой построен логично, в нем подобраны интересные и доступные задания, направленные на активизацию деятельности младших школьников, что способствует их развитию и обучению. Идеи автора дают возможность каждому ребенку реализовать свои интеллектуальные способности и развиваться в индивидуальном темпе.
Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, интеллектуальному развитию и, естественно, разному темпу работы. При коллективной, группо¬вой работе или работе в парах медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить в то время, когда другие уче¬ники предлагают свои суждения, доказа¬тельства, варианты решения предложенных задач. Однако при самостоятельной работе или при выполнении упражнений, направленных на отработку какого-либо навыка, медлительные дети испытывают затруднение и неловкость: когда они еще только ос¬мысливают задание, другие ученики уже со¬общают о завершении работы над ним. Поэ¬тому ученика, который работает медленно, учитель постоянно торопит или ребенок спешит сам, услышав или увидев, что другие дети уже закончили работу. Естественно, страдает качество работы. Ученики, которые закончили работу, в лучшем случае получа¬ют от учителя дополнительное задание, не связанное с предыдущим, в худшем — прос¬то ждут, когда другие выполнят задание.
Для решения этой проблемы я разработала задания трех уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме и тесно связаны с темой самостоятельной работы.
Все ученики обязательно выполняют задание первого уровня. Задания второго и третьего уровней выполняются по мере возможностей.
Остановлюсь на организации самостоятельной работы на уроке с помощью разноуровневых заданий.

Учитель выполняет на доске запись:
1.    Знаешь, как решить, решай.
2.    Решил, приступай к выполнению задания следующего уровня.
У каждого ученика на парте лежит кар¬точка с заданиями трех уровней и сигнальный кубик. Три грани кубика закрашены в красный, синий и желтый цвет. На других трех гранях записаны цифры 1, 2, 3.
Класс не делится на группы. Все ученики находятся в одинаковых условиях. Учитель дает задание решить задачу первого уровня. Ученики читают ее. Если ребенок понял, как решить задачу, то он ставит кубик зеленой гранью к учителю, что говорит: «Я могу сам». Кубик, повернутый к учителю красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом учитель получает информацию о деятельности всего класса. Учеников, которые испытывают трудности, учитель приглашает за отдельный стол или к доске, где находятся разные модели, которые могут помочь решить задачу, и работает с ни¬ми индивидуально. При этом учитель ограничивается минимальными пояснениями и не вмешивается в самостоятельную работу учеников. Одновременно учитель следит за работой остальных учеников. В это время в классе появляются сигналы желтого цвета, которые говорят об окончании работы над заданием первого уровня. Использование сигнальных кубиков дает учителю возможность видеть в каждый момент работы всех учащихся и оказывать незамедлительную помощь нуждающимся. Выполнение заданий второго и третьего уровней положительно влияет на развитие умственных способностей учащихся и на формирование умения решать задачи.
Проверка самостоятельной работы проводится в следующей последовательности. После того как ученики повернут к учителю кубик гранью с цифрой 1 (что говорит о выполнении ими задания первого уровня), решение задачи (задания) обсуждается и проверяется. Далее все ученики читают задание второго уровня, и в классе появляются сигналы с цифрой 2 (их конечно же меньше). Дети, выполнившие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Сигналы с цифрой 2 помогают учителю быстрее сориентироваться при проверке задания и увидеть, сколько учеников вы¬полнили задания второго уровня. Аналогично проверяется выполнение заданий третьего уровня.
Такая организация самостоятельной работы при решении задач способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У учеников возникает естественное желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Выполнение более сложного задания становится целью каждого ученика.
В моем классе с каждым годом увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. К примеру, при проведении такой работы впервые во II классе я получила следующие результаты: задания первого уровня выполнили 28 человек, второго — 9, третьего — 2; в IV классе задания первого уровня выполнили 28 человек, второго — 18, третьего — 16. Отметки ставятся обязательно за выполнение заданий первого уровня, а за выполнение заданий второго и третьего уровней — по усмотрению учителя.
Приведем примеры карточек для самостоятельной работы, которые я использую при решении задач.

Карточка 1

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень



К школе привезли саженцы 48 берез и 36 осин. В первый день школьники посадили 32 саженца березы. Сколько саженцев осталось посадить школьникам?

Дополни условие задачи согласно схеме и реши задачу.


Поясни выражение и запиши ответ. (48-42)-(36-30)

Карточка 2

1-й уровень    2-й уровень    3-й уровень
Мама собрала 2 ящика помидоров по 9 кг в каждом и 8 таких же ящиков огурцов. Сколько килограммов овощей собрала мама?    Все овощи мама засолила в бочках по 18 кг в каждой. Сколько бочек с овощами получилось?    За первые три месяца года семья съела овощи из трех бочек. Какие это могли быть овощи, если в бочке засолены овощи одного вида?
Карточка 3

1-й уровень    2-й уровень    3-й уровень
Для уроков труда купили 20 пачек цветной бумаги по 12 р. за каждую и столько же пачек картона по 18 р. за пачку. Сколько денег стоила вся покупка?    Реши задачу другим способом.    За что заплатили денег больше и на сколько?
Карточка 4

1-й уровень
У Кати 312 календарей, у ее сестры 204. Сколько денег истратила каждая девочка, если все календари стоят 2 064 р.?


2-й уровень
Поставьте другие вопросы к условию задачи и ответь на них.


3-й уровень
Измени условие задачи по схеме. Реши задачу.



Карточка 5
1-й уровень                                                        2-й уровень                                        3-й уровень
Из двух стойбищ одновременно            Что ты узнаешь, выполнив следую-                   Сколько часов может простоять
навстречу друг другу выехали со           щие действия: (15 -10) • 6?                            оленья упряжка в пути, чтобы обе
бачья и оленья упряжки. Собачья                                                                            упряжки прибыли в свои стойбища
упряжка двигалась со скоростью                                                                             одновременно?
10 км/ч, а оленья — 15 км/ч. Через        
6 ч они встретились. Найди расстоя-        
ние между этими стойбищами.